Мое знакомство с мотивацией началось в 2007 году. И началось вот с чего. В то время я работала Директором по персоналу в авиационной компании. В серьезной компании, которая занималась наукоемким производством авиационных тренажеров и БПЛА. Компании было в то время уже 8 лет, штат был 160 человек и в компании случился кризис. Очень неприятный финансовый кризис – сотрудникам не выплачивали заработную плату в течение 5 месяцев.
Ситуация была напряженная, о том как ситуацию облегчить мы думали постоянно, предпринимали какие-то меры, собирали рабочие группы и совещания. И вот после одного из совещаний, к концу второго месяца кризиса, собственник компании попросил меня остаться. Когда все ушли из кабинет, он задал мне вопрос: «Татьяна, скажите, почему они работают?».
Вопрос был неожиданным и застал меня врасплох. Я начала приводить какие то гипотезы, делиться своими предположениями на этот счет, но собственник меня перебил и спросил еще раз: «Назовите мне причину, по которой сотрудники продолжают работать. Понимаете, - продолжил он, - каждое утро, когда я подъезжаю к воротам Предприятия, я с тревогой ожидаю, что меня встретит толпа сотрудников с заявлениями об увольнении. Или нет, хуже, меня никто не встретит, потому что никто не придет на работу. А может быть они работают, но замышляют что-то, чтобы отомстить? Татьяна, как Вы думаете, что нам правильнее делать дальше, как строить разговор с нашими людьми? Какими фактами оперировать?»
Так как у меня не было четкого ответа на этот вопрос, я пообещала собственнику предоставить факты, которые мы сможем положить в основу принятия решений.
Когда я вышла из кабинета, я была полностью погружена в обдумывание вопроса, который задал мне Собственник компании. Но я думала не над вопросом: «Почему они работают?», мне важнее было понять – ПОЧЕМУ РАБОТАЮ Я?
Эта история напрямую связана с моей экспертной темой, темой мотивации и чем закончилась эта история я расскажу немного позже. Сейчас я предлагаю поговорить о том, что такое МОТИВАЦИЯ и для чего о ней стоит знать РУКОВОДИТЕЛЮ.
Для чего я начинаю разговор с азов, с понятий? Потому что мне важно, чтобы СОВРЕМЕННЫЕ руководители обладали СОВРЕМЕННЫМИ знаниями. В теме мотивации существует много заблуждений и двояких толкований, и я часто сталкиваюсь с обычной НЕГРАМОТНОСТЬЮ, которая приводит к неблагоприятным последствиям.
Очень жаль, что я не могу услышать Ваш ответ, но верю в то, что Вы не сказали «ДЕНЬГИ».
Потому что мотивация – это та внутренняя сила, энергия, которая движет нами при осуществлении действий. Любых. И бездействий в том числе. В психологии, существует понятие как внешней, так и внутренней мотивации. Однако, в некоторых источниках под мотивацией подразумеваются исключительно внутренние явления, тогда как другие исследователи и специалисты придерживаются модели существования внутренней и внешней мотивации.
На мой взгляд, все, что воздействует на человека извне, является СТИМУЛОМ, который может либо поддержать текущий актуальный мотив, либо снизить или вообще заблокировать его действие.
Поэтому, когда я буду говорить о МОТИВАЦИИ, я буду говорить исключительно о внутренних явлениях.
Стимулами, поддерживающими или ослабляющими мотивацию, могут быть деньги, отношения с руководителем, форма выражения благодарности за работу (или ее отсутствие), содержание работы, способы взаимодействия в коллективе, способы признания заслуг и многие другие факторы, ежедневно присутствующие в деятельности.
Чем же закончилась история с которой все началось?
Как раз в то время, когда происходили эти события, я заканчивала обучение в Академии Управления при Президенте РБ, получала второе высшее на кафедре психологии управления.
Зав.каферды, узнав о моем запросе, собрала рабочую группу, назначила руководителя проекта и за несколько недель мы разработали проект исследования «Диагностика мотивации персонала в условиях кризиса» . Исследование я успешно провела в своей компании, в проекте участвовали практически все сотрудники.
Результаты исследования, впоследствии, я успешно защитила на кафедре и вот в чем был основной успех:
1. В кризисной ситуации мы планировали сократить разработки и развитие инновационных проектов в компании. Однако, в результате диагностики выяснилось, что большое количество сотрудников заинтересовано проявить свои способности и умения именно в новых проектах. Люди дорожат своей принадлежностью к авиации и могут полноценно реализовать свои знания и умения именно в этой сфере.
На основании результата диагностики было принято решение разработки продолжать, а экономить на другом.
2. Также, по результатам диагностики мы установили, что сотрудники дорожат качеством взаимодействия внутри компании, а именно прозрачными, доступными и понятными информационными потоками, которые в ней протекают.
Было принято решение увеличить количество собраний и совещаний различного уровня и тематики, были созданы рабочие группы по нескольким кризисным направлениям деятельности, что позволило не только вырабатывать свежие решения, но и повысить вовлеченность сотрудников в решение кризисных вопросов.
Позже, результаты исследования были опубликованы мной в специализированных изданиях Беларуси, Санкт-Петербурга, а также в журналах «Отдел кадров», «Кадровая служба».
Со временем, методика «Диагностика мотивации персонала «Мотивационное интервью» была дополнена мной и адаптирована для диагностики мотивации сотрудников в различных условиях и в различных ситуациях.
Описание методики «Диагностика мотивации персонала «Мотивационое интервью» может быть представлена в следующей статье.
Автор: Бузыкина Елисеева Татьяна
Очень ценное в данной статье то, что она основывается на собственном практическом опыте
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)