Понятие франшиза появилось в США в середине 19 века, когда компания Зингер стала заключать первые договора подобного рода по продаже и обслуживанию швейных машинок. Сегодня же под франшизой считается заключение договора, по которому передаётся (доверяется) право пользования конкретным брендом (как правило, пользующейся широкой известностью) или бизнес-моделью. У лица, которое приобретает франшизу (франчайзи), изначально большие шансы на достижение успеха нового бизнеса, при соблюдении всех предъявляемых требований стороной, передавшей франшизу (франчайзер).
Итак, что необходимо учесть при построении бизнеса с помощью франшизы.
Перед приобретением франшизы надо всё тщательно обдумать, оценить свои возможности, взвесить достоинства и недостатки самого плана. Но самое главное здесь – понять то, что достичь значительных успехов возможно только при выборе подходящей франшизы для каждого отдельного человека. А для этого изучаются все варианты франшиз, которых в наше время на рынке большое количество.
Для начала стоит набросать план действий на бумаге, составить список всех мыслей и идей. Это поможет определиться с дальнейшими действиями и принять правильное решение.
В каждой выставленной на рынке франшизе есть как общие обязанности для собственников, так и персональные. Причём часто деятельность собственника может кардинально отличаться от всех представлений об этом бизнесе покупателем.
К примеру, человек обожает печь хлеб и прекрасно варит кофе, поэтому решается стать владельцем франшизы определённой пекарни. Но при ознакомлении с обязанностями владельца он узнаёт, что ему придётся выполнять работу, никак не связанную с его любимым делом – контроль над поиском и наймом сотрудников, решением различных деловых вопросов, управлением персонала, построением бизнеса под запросы клиентов, да еще и постоянно следить, чтобы доходы стабильно росли.
Самые главные цели хозяина франшизы представляют собой удовлетворённость сотрудников и непрерывное увеличение клиентской базы. Достигнув этих целей, владелец добьётся и непрерывного совершенствования свое дела, и стабильного значительного дохода.
После покупки франшизы, в первую очередь, необходимо заняться поиском квалифицированных ответственных и трудолюбивых сотрудников. От них напрямую зависит удовлетворённость каждого клиента и постоянное привлечение новых потребителей.
Продавец франшизы объяснит только обязанности и роли, которые необходимо выполнять покупателю франшизы. А остальные моменты лучше узнать у других людей, у которых есть уже опыт в этих делах, и неважно какой – успешный или не очень. Они в подробностях расскажут обо всех тонкостях ежедневной работы, ожидаемых трудностях, возможных неудачах и реальных успехах.
Очень важно, чтобы о выбранном бизнесе были не предвзятые впечатления и представления, а конкретные и обоснованные.
Что может спровоцировать риски:
Реорганизация основной компании
Договор составляется самим владельцем бренда и, естественно, что он включает в него условия, в основном, выгодные лично ему, поэтому надо серьёзно ознакомиться с каждым пунктом.
Ознакомившись и обдумав все обязанности в будущем, нужно точно определить для себя: всё ли устраивает в них и есть ли уверенность, что вы с этим справитесь. Рекомендуется беспристрастно оценивать личный опыт и запас знаний, которые могут пригодиться в выбранном деле. И только правильный подход позволит получить от бизнеса максимум желанных результатов. Также в этом случае гарантировано удовольствие от ведения дела, применение своих талантов по назначению.
Только пересмотрев все свои знания, возможности, интересы и весь свой опыт, можно удачно выбрать будущую деятельность. При занятии любимым бизнесом легко можно стать первым в избранном деле.
Желательно знать ответы на следующие вопросы:
Лишь осознав, что именно подходит ему, какая деятельность будет даваться с лёгкостью и, овладев всей необходимой информацией, человек сможет сделать первый шаг к покупке франшизы. А все проведённые исследования покажут, какими ещё знаниями нужно обладать для управления и ведения определённых франшиз.
Стоит упомянуть один из ярких примеров развития франшизы в бизнесе мирового масштаба – корпорация McDonald’s. Сама корпорация, а точнее первый её семейный ресторан быстрого обслуживания был основан в 1940 году братьями Диком и Маком Макдоналдами. Данный ресторан славился в своей округе первоклассным картофелем фри и очень быстрым обслуживанием. Однако дальше чем город Сан-Бернардино, штат Калифорния, где работал данный ресторан, мало кто слышал про McDonald’s. Так было до 1954 года, пока случайно в числе посетителей в этом ресторане не оказался Рэй Крок. Он был просто поражен насколько быстро, чётко и организовано работал обслуживающий персонал McDonald’s. Практически сразу он понял, что такую славу аналогичные рестораны могут получить и в других городах США. Так, в 1955 году на условиях франшизы Рэй Крок открыл свой первый ресторан McDonald’s в городке Дез-Пленз. А спустя всего 6 лет Крок выкупил все права McDonald’s у братьев Дика и Мака, и с того времени широко известная нам сеть ресторанов получила большой импульс для своего развития на условия франчайзинга. На сегодняшний день рестораны McDonald’s присутствуют более чем в 120 странах мира.
Если рассматривать белорусскую модель по участию франшизы в собственном бизнесе, то она находит широкое применение - в открытии магазинов одежды, ресторанов, кондитерских магазинов и кофеен.
Хорошая франшиза обеспечивается качественной подготовкой и непременной стабильной поддержкой. И если не получается остановить свой выбор на какой-либо франшизе, но есть желание осилить много новой информации, нового опыта, то, без сомнения, нужно приобрести франшизу.
У трудолюбивых и старательных обязательно всё сложится удачно!
Автор: редакция Finance Time.